Доброжелательность – это открытое сердце. Как вырастить человека дружелюбного, неагрессивного
Все только до шести
Пришел в класс новенький. Имя непривычное, внешность тоже – кто-то хихикает, а иные и задеть побольнее могут. Откуда это – агрессия, неприязнь и бескультурье?
«В большинстве случаев из семьи, – считает доктор социологических наук, профессор, замдиректора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Мария Ефлова, – недостаток хорошего воспитания. Все наши плюсы и минусы оттуда, из детства, в том числе и корни толерантности».
По словам социолога, ребенок воспитывается до шести лет, когда закладываются основные ценности, нормы, традиции и обычаи. И когда в вуз приходит воспитанный, культурный, образованный молодой человек, хочется прийти и поклониться дедушкам, бабушкам, папе и маме.
Мария Ефлова считает, что за воспитание порядочного, хорошего, умного, доброго, образованного ребенка надо давать ни много ни мало Нобелевскую премию. Потому что если человек удался – это благо и для государства, и для общества, это великая награда и для родителей, и для самого ребенка. И воспитать его в традициях и ценностях уважения человека к человеку – это, наверное, самая главная задача.
«Но так как сегодня в России 60% разводов, – продолжает Ефлова, – это отражается и на воспитании детей. Конфликтные ситуации, в которых ребенок растет, естественным образом отражаются и на сверстниках. Речь о терпимости, о толерантности в принципе. Если ребенок неконфликтный, он неконфликтно будет себя вести и по отношению к людям других национальностей. Если он воспитанный, он будет таким всегда и везде. Так не бывает: человек прекрасно относится к родителям, уважает их, а потом проявляет неуважение к преподавателям. И межнациональные конфликты, которые возникают в вузах, колледжах, а порой и в школах, – это просто результат отсутствия воспитания в семье».
Некий конструкт
Реагировать на такого рода конфликты, безусловно, приходится. Если не помогают внушения, обращаться приходится к законодательству. Эксперт поясняет: «Мы всегда считаем, что есть три уровня. Первый – естественно, институциональный, в государстве должно быть соответствующее законодательство, которое наказывает нетолерантное отношение к другим людям. Есть как запрещающее законодательство, так и разрешающее, и разрешающее – это то, что поддерживает дружелюбие, толерантность, уважение и прочие проявления из этого ряда. Это прописано у нас в Конституции. Средний уровень – это некоммерческие организации, государственные структуры, это система высшего и среднего образования. И третий уровень – это повседневные практики. И на всех трех уровнях однозначно должна проводиться политика уважения человека к человеку.
А как реагировать на оскорбления? По преимуществу терпимо, уподобляться обидчику, естественно, не стоит.
Социолог считает, что, если речь идет о школьниках и студентах, надо взять паузу. «И нужно, – говорит она, – чтобы этот костер не разжигали родители, потому что наблюдения показывают, что инициаторами ответной реакции выступают чаще всего именно они. Агрессия – она тоже из семьи».
Дети к этничности и к религиозности относятся индифферентно, поэтому здесь может работать только семейная калька. Все особенности идентичности актуализируются уже в достаточно позднем возрасте – после 30 лет. Это некий конструкт, который постепенно человека обволакивает, и на совести родителей, как он себя проявит – минусом или плюсом.
В новом столетии стало то ли модным, то ли кому-то выгодным излишне подчеркивать национальную принадлежность – ничего хорошего из этого не вышло. Хотя бы потому, что элементарно нарушаются права человека и гражданина, которые предполагают одинаково уважительное отношение к представителям всех без исключения рас и национальностей.
«В Советском Союзе, – поясняет Мария Ефлова, – национальной принадлежности такого значения не придавали, жить в этом плане было проще. Наверное, и сейчас стоит как-то снизить градус обсуждения подобного рода вопросов».
Все начинается с любви
Как известно, существует в мире такая великая ценность, как любовь. Она способна решить все проблемы, в том числе и межнациональные. Если ребенок воспитывался в любви, чувствовал ее со стороны всех членов семьи, а плюс к тому уважение со стороны общества и государства, если его не обижали в классе, в транспорте, не тыкали пальцем в магазине, разве станет он смеяться над не похожим на себя, а тем более бить? Вот и золотая середина. А источником ее всегда является только любовь.
Так и выходит, что все проблемы – от недолюбленности и отсутствия уважения. Нет их – и идет по цепочке одно «приключение» за другим. И если в детстве взрослые могут помочь разобраться, то, становясь все старше, человек такой поддержки может не встретить. И там уже неизвестно, как говорится, то ли европеец азиата, то ли наоборот. А кровь в конце концов у всех красная, и цвет молока у матерей тоже один.