Ты другой? Получай!

Почему в молодежной среде, в том числе в межнациональной, возникают конфликты? Чего хотят добиться молодые люди? Что они хотят доказать, показать своим сверстникам другой национальности?

Что на самом деле


Люди без конфликтов не живут. Вопрос только в том, насколько они глубоки и почему возникают.

По мнению директора Научно-образовательного центра востоковедения, доцента кафедры международной журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова Эраджа Боева, так называемые межнациональные конфликты – суть вещи прозаические. 

«По большому счету, – говорит он, – все это связано с проблемами, которые имеют отношение к социальным условиям, финансовым, самореализации. Это может иметь отношение к психологическим причинам, к каким-то деструкциям, возникшим под влиянием неких внешних условий: среды или проблем в семье. И в этой ситуации данные проблемы катализируют в том числе определенное проявление нетолерантности этнической. Потому что когда есть проблема, а четкого пути ее решения нет, возникают, как известно, поиски виноватого». 

Для молодежи, как для той части общества, что склонна к максималистским решениям,  важен вопрос «кто виноват?», а уже потом она начинает думать «что делать?». 

«И если в этом случае по каким-то причинам задействован фактор экстремистского характера, – продолжает Боев, – то молодые люди будут пытаться свои проблемы объяснить фактором именно этноконфессиональным. И тогда на арену выходит  «что делать?». 
f13.jpeg 140.89 KB

По словам эксперта, картина незатейливая: делается все, чтобы обеспечить себе лучшие условия за счет других. Потому что, если кто-то мешает, необходимо его отодвинуть, устранить. Беда в том, что попытки найти виноватых в таких ситуациях зачастую приводят к совершенно неадекватным выводам, решениям и действиям. 

«И мы, – уточняет эксперт, – должны прекрасно понимать, что часто такое решение подсказывают молодым людям даже не их сверстники, а люди старшие, которые пытаются разрешить проблемы, преследуя собственные задачи».

Проблема в бескультурье


Пускать все это на самотек чрезвычайно опасно. Путь к решению, по мнению Боева, один – говорить с молодежью обо всех нюансах проявления нетолерантности честно и открыто, подробно их разбирать. Тогда станет ясно, откуда появляется этноконфессиональный окрас.

«Честно и конкретно, – продолжает Боев, – на их языке объясняем, что на самом деле та информация, которую они могут найти, чаще всего неадекватна. На мой взгляд, это очень эффективный вариант решения проблемы». 

Эксперт присоединяет к этому такие важные инструменты урегулирования межнациональных конфликтов, как привлечение диаспоральных организаций, национально-культурных объединений, авторитетных представителей диаспорных сообществ, потому что авторитет старших в ряде случаев тоже играет свою роль. Способны помочь в разрешении острых ситуаций и молодые лидеры – те, которые для молодежи авторитетны безусловно.  

«Особую важность, – уверен эксперт, – представляет еще один момент – недостаток информации о культурных особенностях. Потому что если информации нет, немедленно начинается конструирование каких-то страшилок. Ведь если встречаешься с неизвестным, это вызывает опасения, начинается эскалация, даже демонизация какого-то народа, какой-то культурной традиции, что, естественно, приводит к негативным результатам».

Тема для российского общества, для гражданского спокойствия чрезвычайно важная. Страна многонациональная, да к тому же наши вузы принимают на обучение студентов со всей планеты, причем некоторые из них у нас же и остаются потом – женятся, выходят замуж, находят работу, одним словом, становятся нашими согражданами.

«Все идет от неграмотности, – справедливо замечает Боев, – от недостатка просвещенности и культуры. Становится очевидным, что представители обеих сторон конфликта ничего не знают друг о друге. И работают не знания, а кем-то подброшенные стереотипы, которые, кстати, лопаются при первом же общении с грамотными, умеющими правильно преподнести информацию специалистами».

Не попасть в «информационный пузырь»


Конфликты нормальным людям не нужны, но они могут быть на руку деструктивным сообществам.

«Конфликтом с этноконфессиональным налетом, как правило, – комментирует эксперт, – могут воспользоваться те, кто напрямую в этой стычке не участвует. И в последнее время, к сожалению, отмечается активность различных экстремистских сообществ. И если в начале нулевых конфликты могли возникать на улице или в местах совместного проживания, то сегодня градус нетолерантности повышается в интернет-среде. Туда перебираются эти деструктивные сообщества».

И тогда проблема с их идентификацией возникает порой даже у специалистов. К чести сказать, администрации соцсетей быстро прикрывают экстремистские страницы, но на их месте возникают другие, которые часто маскируются под якобы этнографические или исторические. Группы, которые в социальных сообществах занимаются возбуждением религиозной и национальной розни, присваивают себе очень безобидные названия, пополняя свои ряды чаще даже не сторонниками этих чудовищных идей, а просто клюнувшими на, казалось бы, безопасную вывеску, интересующимися. И только детальное знакомство с контентом в этих пабликах может дать реальное представление о том, с чем мы имеем дело. Так возникает вопрос информационной безопасности.
f14.jpeg 115.76 KB

«И здесь, – отмечает Эрад Боев, – очень важно даже с привлечением представителей правоохранительных органов, во-первых, дать понять молодым людям, что за тиражирование в соцсетях тех или иных запрещенных законом нашей страны материалов  существует уголовная ответственность. Я уже не говорю про совершение определенных действий, которые имеют отношение напрямую к каким-то проявлениям деструктивного поведения». 

Особую важность имеет и информационно-разъяснительная работа с молодыми людьми по вопросу, к каким источникам информации им необходимо обращаться, чтобы не оказаться в «информационном пузыре», когда алгоритм системы станет затягивать их в крайне опасную среду все больше и больше, не давая несведущему пользователю иного выбора.