О матери всех наук

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эти слова великого Ломоносова надо повторять все чаще и чаще, потому что молодые люди сегодня мало интересуются историей.

Живем не в вакууме


И тут, как всегда, возникает извечное: кто виноват и что делать, а еще чем такое безразличие чревато? Причем безразличие не только молодых, но зачастую и их родителей.

f32.jpeg 184.67 KB
«Дело в том, что, не зная истории, человеку любого возраста очень трудно понять настоящее, – справедливо считает директор Научно-образовательного центра востоковедения, доцент кафедры международной журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова Эрадж Боев. – Мы ведь живем не в вакууме, и те процессы, что происходят на уровне международных отношений, на национальном уровне каждого государства, просто невозможно понять и дать им оценку без обращения к историческому опыту. Поэтому, чтобы осознавать важность истории для каждого гражданина, профессиональным историком быть совсем не обязательно». 

Итак, совершенно ясно, что знание истории своей страны, своего народа необходимо всем нам без исключения – и чтобы во взаимоотношениях людей всех уровней разобраться, и свое место в этой всемирной «каше» определить. Вопрос здесь только в том, как благое дело не загубить. 

«Любую, даже самую замечательную инициативу можно испортить, если ее внедрять директивными методами, – уверен Боев. – Поэтому, на мой взгляд, оптимальным вариантом развития у граждан, в том числе молодых, интереса к истории является использование творческого подхода. Ключ к успеху здесь в осознании каждым, что история важна».

Важен творческий подход


По мнению эксперта, начинать надо с самых простых вещей. Будь то ребенок или взрослый, у каждого в доме есть семейные фото и старинные вещи – а это уже история. Вряд ли найдется в мире человек, который к истории своей семьи совершенно безразличен. Вот это и есть первый шаг. А потом одно начнет нанизываться на другое – история дома, улицы, школы, предприятия, города, района, республики, народа, страны. Главное, чтобы нашелся тот, кто заинтересует, пробудит интерес маленького или большого человека ко всем этим историческим знаниям.

«В образовательном процессе, – продолжает директор НОЦ востоковедения, – как нигде важен человеческий фактор. И если, скажем, школьный учитель каким-то образом не смог найти общий язык с учениками, то как раз может возникнуть то самое безразличие к предмету. И история с ее интереснейшим и так необходимым для всех сфер жизни содержанием, а также умением логически мыслить и анализировать просто пройдет мимо».  

f33.jpeg 212.2 KB
Для взрослых масса других вариантов приобщения к матери всех наук. Сегодня немало руководителей находят способы развивать интерес своих сотрудников к истории предприятия, а потом этот интерес превращается в любознательность в целом.

Может проснуться интерес и на почве благоустройства, когда люди общими усилиями восстанавливают культурный ландшафт, в том числе имеющий отношение к историческому наследию. 

Свою роль играют различные праздники – это тоже изучение истории народных традиций и обычаев. Замечательно, если подготовкой таких праздников взрослые занимаются вместе с детьми.

Не счесть в нашей стране и различных походов и всякого рода экскурсий на любой вкус и кошелек. Путешествия по лесам, морям, в горы – благо громадная территория и обилие национальных культур никого не заставят скучать, и, наполняясь в поездках знаниями, человек мудреет и с большим  уважением начинает относится к представителям других народов.

Чем чревато безразличие


В приобщении ребенка к изучению истории неоценима роль семьи. По мнению Эраджа Боева, дело здесь начинается с бабушек, дедушек, соседей, друзей, с их семей. Эта живая история способна пробудить у детей интерес к истории как науке о прошлом, потому что с таких нюансов как раз все и начинается. Дети начнут понимать, что традиции есть не только у них в семье, но и у других народов. Они станут находить общее и различное, сравнивать, делать выводы. Их интерес станет расти, и из кирпичиков локальной истории начнет возникать громадина истории всеобщей.

«И если этот этап в семье присутствует, – считает эксперт, – если он реализован, значит, у детей все будет нормально». 

А вот безразличие взрослых к истории может обернуться для детей проблемами, которые возникнут, когда они превратятся во взрослых сами. Потому что вакуум, образовавшийся в их голове из-за безответственности старших, со временем начнет заполняться. Вопрос – чем?

По словам Боева, информацией, которая может носить деструктивный характер. «Она все равно появится, – говорит он, – потому что стремление к знанию о своем прошлом в людях обязательно заложено – люди такие сведения ищут. А источники нередко могут носить небезопасный характер. Так формируется не историческое, а псевдоисторическое, мифологизированное сознание, когда на основе неверной информации недавние дети, сегодняшние взрослые, начинают абсолютно неадекватно воспринимать мир, в котором живут, то есть просто не знают элементарных для образованных людей вещей, принимая за чистую монету иногда даже с точки зрения здравого смысла нечто абсолютно вредное».