Случилось так, что виртуальный мир изменил наше сознание и восприятие не в лучшую сторону. Он дал повод человеческой лени расцвести пышным цветом. Чем это может быть опасно?
Не ленись, ищи
Оговоримся сразу – речь идет не обо всех. Люди трудолюбивые, любознательные, пытливые, безусловно, были и будут всегда. Однако многие все-таки клюнули на кажущуюся простоту получения знаний. Зачем, безосновательно считают они, ходить по библиотекам, если интернет всегда под рукой. И начинают бродить по страницам, к которым отправляют поисковики, забыв или не зная, что серьезные источники в мировой паутине тоже имеются – до них просто надо уметь добраться.
Лень, как правило, рождает пустоту, а та имеет обыкновение чем-то заполняться. В информационном плане это нередко опасно.
«Несоблюдение информационной гигиены, – поясняет директор Научно-образовательного центра востоковедения, доцент кафедры международной журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова Эрадж Боев, – может быть чревато очень серьезными последствиями как для самого пользователя, так и для других людей. Очень опасно незнание принципов информационной безопасности в сфере межнационального общения – это нередко приводит даже к разного рода конфликтам».
Под этой гигиеной эксперт подразумевает правила пользования информационными источниками.
По его словам, та информация, которую молодые граждане получают из верхнего слоя виртуального океана, во-первых, не является объективной, во-вторых, может привести не только к стереотипному, но и к искаженному и злонамеренному восприятию тех или иных вопросов.
«И мы прекрасно понимаем, – говорит Боев, – что в современных условиях, когда такие вещи, как экстремизм этнорелигиозного характера, все чаще и чаще поднимают голову, наименее защищенными в этой ситуации оказываются, наверное, школьники и не очень грамотные студенты, потому что у них отсутствуют навыки отбора информации и критическое отношение к источникам. К сожалению, с этим сталкиваются все преподаватели, когда анализируют работы студентов и школьников. И тогда встает вопрос об источниках».
Дети действительно не проверяют, что за ресурс, к которому они обратились, кто его авторы и владелец, зачем им преподносят в открытом доступе ту или иную информацию.
И здесь, по словам эксперта, существует очень высокая степень вероятности, что при отсутствии предварительной подготовки, имеющей отношение к навигации в интернете, люди могут получить некорректную и опасную для них же информацию, которая способна сформировать совершенно неадекватное представление о культурных особенностях представителей тех или иных народов и даже о своей собственной истории и своей идентичности. Незнание приводит к страхам и желанию либо отгородиться, либо проявить агрессию.
Всем миром
Эрадж Боев считает, что в такой ситуации школьнику или студенту может помочь комплексная работа взрослых. С одной стороны, это педагоги. «А они у нас сегодня, – продолжает Боев, – должны не только хорошо знать фактуру своего предмета, но и инструменты, которыми пользуются, источники. Они призваны объяснять, что из источников можно использовать, каким образом, как определять авторитетность ресурса, его адекватность. Есть же, по сути дела, такая наука, как источниковедение. Но у нас, к сожалению, эта наука изучается лишь на исторических факультетах. А знания эти необходимы всем без исключения, на всех уровнях. И содержать в себе источниковедение должны как раз определенные методы, а именно методы работы с информацией».
Участвовать в этом процессе надо, конечно, и родителям. Потому что зачастую папа и мама, получив от своих родителей грамотные, достоверные сведения, например, о религиозных ценностях, могут передать эту информацию своим детям, что во многом способно снять какие-то проблемы. А при отсутствии между родителями и детьми нормального контакта такая возможность исчезает. Дети отправляются в интернет и находят то, что находят.
Еще одним важным помощником в теме информационной гигиены, по мнению Эраджа Боева, должно стать экспертное сообщество в лице внешних сторонних организаций. «Сегодня, – говорит он, – продолжают существовать традиционные религиозные конфессии, у которых есть собственная, совершенно легальная, разветвленная сеть учебных заведений, специальные структуры, взаимодействующие с образовательными организациями. И привлечение этих структур к образовательному процессу, к воспитательной работе тоже очень важно».
Своя роль есть и у правоохранительных органов, которые в определенной степени могут и должны быть задействованы в этом процессе, для того чтобы объяснять молодым людям, каким образом можно определять в сети некорректные источники.
«В этот комплекс, – уверен эксперт, – можно добавить еще и грамотных психологов, потому что, к сожалению, у многих школьных психологов сегодня не хватает достаточной компетентности. И когда мы объединяем весь этот пул, на выходе вполне можем получить определенный позитивный результат».