Культурное наследие народа – его сила

Каждый народ силен своим наследием – материальными и нематериальными свидетельствами своей жизнедеятельности. Для того чтобы продолжать существование, этнос должен сохранять следы своей истории в веках и бережно к ним относиться в настоящем.

Этнос плюс этнос


Напомним, что этнос (греч. ἔθνος – «народ») – это общность людей, которая объединяется общим происхождением, общей культурой, общими традициями, хозяйством, внешностью, складом ума и проживающая на какой-то конкретной территории.

Директор Научно-образовательного центра востоковедения, доцент кафедры международной журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова Эрадж Боев считает, что этнокультурное наследие от любого народа неотделимо и в современном  мире приобретает особую значимость.

«Когда мы говорим о том, что сегодня большое количество людей – представителей разных национальностей, этнических групп – так или иначе присутствуют в процессе глобализации, когда стираются границы между народами и культурами, этнокультурное наследие является очень важным фактором идентичности, – говорит Боев. – То, как себя воспринимает человек, каким образом он определяет свое место в этом мире, как он выстраивает отношения, коммуникацию с другими людьми». 

Все это, по мнению эксперта, в том числе опирается на этническую идентичность, которая основывается на истории конкретного народа, на его культурных и конфессиональных особенностях. И вне зависимости от того, как человек определяет свое место в жизни, он в любом случае, может быть, даже неосознанно, все равно контактирует с этнокультурным своего народа наследием, и это придает ему особую силу.

Наше общее богатство


Важно этнокультурное наследие и для гармонизации именно межнациональных отношений. На территории России проживает множество народов, и этническая культура каждого складывается в общую, и все вместе они образуют нечто новое – наше общее цивилизационное богатство. 

«И очень важно, – продолжает Эрадж Боев, – в современных условиях понимать, что внимание к этнокультурному наследию, его популяризация поможет нам сблизить наших граждан и объяснить им, что на самом деле при всей той большой палитре культур, языков и конфессий все эти элементы, казалось бы, довольно узкие и особенные, естественным образом культуры друг с другом взаимодействуют, гармонизируют друг друга, тем самым создавая единую российскую многообразную культуру, которая является одним из наших важнейших достоинств на мировой арене». 

Поэтому, по мнению эксперта, мы должны, с одной стороны, изучать культуру каждого из проживающих на территории нашей страны народа, а с другой – ценить и уважать нашу общность, находить культурные параллели, которые нас сближают. 

f27.jpeg 427.66 KB
«И эта, – говорит директор НОЦ востоковедения, – двойная задача ложится на ученых, общественных деятелей, конечно же, на молодежь и семью».  

И в этом контексте всем стоит подтянуть знание истории. Потому что очень часто мы забываем, что история оказывает непосредственное влияние на настоящее. А прошлое не является чем-то таким, что отсутствует в нашем мире. Все, что мы видим, наблюдаем, наши действия, поведение, наши стереотипы – все это обусловлено каким-то историческим опытом. 

«Поэтому изучение истории, – подытоживает Боев, – как недавней, так и той, что имеет отношение к далеким временам, то есть к самому, наверное, началу образования российского государства, это очень важно. Потому что это позволяет нам сегодня найти ответы на вопросы: кто мы, куда мы движемся, какой вектор развития для нас является приемлемым, в том числе проанализировать наши насущные и возможные проблемы».

Все начинается с семьи


Изучение культуры своего народа необходимо не только для осознания собственной идентичности. Это и обязательное условие для взаимопроникновения культур.

Началом в этом процессе, конечно, является семья, потому что именно она тот элемент, который обеспечивает любому ребенку взаимодействие с окружающими. 

«И поэтому от того, – продолжает эксперт, – как родители обращают внимание своего чада на те или иные вопросы, имеют отношение к этнической культуре, к истории, зависит во многом его поведение в будущем, его мировоззрение, которое формируется под влиянием различных факторов. И если в семье распространены какие-то стереотипы, то мы должны прекрасно понимать, что от ребенка, который учится в школе или позже в вузе, трудно потом требовать незамутненного критического отношения к истории. Он будет оставаться под влиянием этих стереотипов».

А если родители устраняются от объяснения связанных с историей и этнографией моментов, ребенок начнет искать эту информацию сам, и кто знает куда он забредет. По словам Эраджа Боева, у школьника может возникнуть не совсем правильное, а может, даже предвзятое представление о российской истории и об истории каждого народа в отдельности из-за найденной им недостоверной информации.

f28.jpeg 138.37 KB
Учителя и воспитатели 

Вслед за семьей приходит очередь учебного заведения, причем еще дошкольного, то есть детского сада. Там тоже существуют различные инструменты, методы, технологии воспитания для формирования уважительного отношения к традициям и культуре других народов. 

«И там, – добавляет директор НОЦ востоковедения, – начинается общение ребенка со сверстниками, многие из которых являются представителями различных культур. И, конечно, в это самое время уже начинается знакомство маленького человека с окружающим миром». 

Затем развитие этнокультурного воспитания ложится на школу, где начинается преподавание отдельных предметов. И здесь, помимо воспитательной работы, которая присутствует на всех уровнях образования, очень важна роль учителей-предметников. Этническая культура, конфессиональные вопросы, как известно, рассматривается в рамках разных предметов: это история, мировая художественная культура, основы религиозной культуры и светской этики, литература, да и в естествознании и точных науках речь тоже заходит об ученых разных национальностей. К тому же в школе проводятся различные праздники, где при творческом подходе взрослых организаторов ребята тоже смогут узнать о других народах и их культуре много нового и интересного.

f29.jpeg 217.32 KB
В вузах уже на более высоком уровне продолжается та же программа. Большим и очень интересным плюсом к ней может стать участие студентов в этно- и гастрофестивалях, фестивалях моды и концертных программах, которые в каждом случае несут в себе какую-то национальную изюминку.

«Главное, – подчеркивает Эрадж Боев, – не забывать о системности работы. Многие почему-то считают, что для развития этнокультурных знаний и навыков у школьников и студентов можно остановиться всего лишь на одном-двух фестивалях в год. Это не так. Необходимо понимать, что к желаемому результату может привести только системная работа, которая включает круглогодичную, ежемесячную работу с привлечением всех социальных партнеров: национально-культурных объединений, кураторов из высших учебных заведений для школ, активистов молодежных организаций».