Кто такой Батыр?

Семья с ребенком переезжает в другой регион, где преобладают незнакомые традиции. Как сделать этот переезд наиболее комфортным для маленького человека?

Важно снизить ожидания


Семейный психолог Ольга Моручкова
просит родителей помнить, что адаптация – это стресс. И длиться это будет какое-то время – месяц-три, как у взрослого, так и у ребенка. «И здесь, – говорит психолог, – важно просто снизить ожидания: и от себя, и от ребенка. Потому что в стрессе мы можем чуть меньше, чем при нормальном функционировании нашей психики». 

Для того чтобы помочь ребенку социализироваться и в целом комфортно пережить эти изменения, нужно постараться сохранить какие-то привычные ритуалы, режим, распорядок дня. То есть чем больше вы захватите с собой обыденного из старой жизни, тем будет лучше. Любимая игрушка, книжка, которую читали перед сном, чашка. Если кто-то привык петь песенку во время мытья рук, пусть продолжает в том же духе. Это будут такие якорьки для ребенка в бытовой жизни. Привычки станут для него стабильностью, ведь переезд – явление, противоположное стабильности. А параллельно потихоньку вводить ребенка в новую жизнь, рассказывая и показывая.  

f22.jpeg 185.4 KB

«Привычное, – продолжает Моручкова, – это некая подушка безопасности и своего рода инвестиция в ресурс ребенка, который у него есть и которым он сможет пользоваться в дальнейшем».

Непосредственные натуры


Первым помощником родителям может стать воспитатель местного детского сада. Каждый воспитатель обычно с бо́льшим вниманием относится к тем, кто только прибыл в садик. И неважно, в первый раз ступил ребенок на порог дошкольного учреждения или перешел из одного сада в другой. 

По мнению психолога, родителям и здесь стоит снизить ожидания. «Дети, – говорит она, – при адаптации могут и в туалет бояться проситься, и отказываться от какой-то еды. И я думаю, родителям следует рассказать воспитателю об особенностях, которые есть у ребенка. Например, о предпочтениях в еде или возможных аллергических реакциях. А может, и о какой-то особой привычке малыша перед сном. Чем больше у воспитателя информации, тем лучше он сможет помочь ребенку адаптироваться и влиться в детский коллектив».

f23.jpeg 206.5 KB

Дети по большей части существа непосредственные, и ребенок может смело обращаться к воспитателю с вопросами, встретившись с чем-то незнакомым. При этом своей доброжелательностью педагог сможет настроить малыша на комфортную волну.

«И это очень здорово, – считает Ольга, – что маленькие почемучки такие внимательные ко всему, интересующиеся. А воспитатель как раз и настроен на то, чтобы вписать новичка в новое для него окружение. И рассказать ему, почему так, с чем связаны те или иные традиции. Сделать это можно и с помощью сказок и песенок в том числе. Если же он видит, что ребенок совершенно не понимает, почему сейчас, например, играют именно в эти игрушки, он постарается мягко ввести его в этот процесс. Так ребенок скорее привыкнет к невиданному до сих пор. А родителям стоит делиться с воспитателем, что больше понравилось малышу за день, что рассказал, чем поделился».

Песенки, сказки, игры, праздники, национальные мультфильмы – все это передача культурного кода той или иной местности. Обычаи и традиции разные, но и общего тоже может быть много. К примеру, одна и та же игра иногда имеет разные присказки или рифмы. Но здесь важно обратить внимание и на общее, для ребенка привычное. И дошкольники обычно втягиваются в такую культурную подачу с удовольствием.

Как быть со школьниками?


Дошкольники в целом адаптируются к незнакомому гораздо быстрее всех остальных. А вот чем старше, тем сложнее, хотя и здесь все индивидуально. По мнению Ольги Моручковой, важно понимать, что кто-то согласно темпераменту относится к изменениям очень легко, а кому-то нужно время и дистанция. 

«Родителям, – считает она, – важно учитывать особенности ребенка и доверять своим чувствам и интуиции». 

В школе детям может быть немного сложнее с адаптацией. В начальной школе ребята могут присматриваться к тому, кто чем-то отличается. Имя, необычное, например. И ребенка могут начать задирать, дразнить.

«Но на самом деле, – поясняет психолог, – это тоже естественно, так дети проверяют новичка: «А ты вообще как, ответишь нам или уйдешь? Обидишься, заплачешь или как?» То есть это проверка, включение в коллектив: «Ты нам подходишь или нет?» И на дразнилки надо отвечать, показывать: «Меня нельзя обижать!» Конечно, словесно. Здесь важно, чтобы атмосферу в классе отслеживал учитель».  

Нужно вовлечь новенького, не оставляя на периферии, и в общую деятельность. И здесь за настроением ребенка тоже внимательно должны смотреть родители. Не всегда дети рассказывают о том, что происходит в школе: не хотят признаваться, бывает, что о чем-то обидно рассказать. И здесь важно действовать командой: учитель, школьный психолог, родитель должны вовремя понять, чем и как здесь можно помочь. 

А в целом, считает психолог, переезд в незнакомое место – дело не такое уж и страшное. У нашей страны есть общий культурный код. Да и, наконец, все мы люди – договориться и помочь другому можно всегда.