Люди разных национальностей создали семью – по любви, по взаимному согласию. Но вот появляется ребенок. В какой культуре его воспитывать, какой путь выбрать?
Воспитывайте вместе
Семейный психолог Ольга Моручкова считает, что каждый из супругов в первую очередь должен в такой ситуации задаться вопросом: «А какие ценности есть у меня в жизни? Какие приоритеты, что мне важно?»
А ответить на него не так-то просто. Не всегда человек, в особенности не привыкший глубоко размышлять и анализировать, может с легкостью ответить, чем он руководствуется при принятии решений в своей жизни. А ведь только ответив на этот вопрос, можно переходить к следующему: «Какие ценности я хочу взрастить в моем ребенке?»
«Обсуждение темы со своей половинкой, – поясняет Ольга, – то, что важно ему, – это уже третья стадия. Здесь, мне кажется, партнерам важно не забыть, что, живя вместе, они уже имеют какие-то общие ценности. Часто люди в обсуждениях темы воспитания ребенка опираются на какие-то различия. А на самом деле важно помнить, что есть у них и много общего».
Если говорить о подробностях, то психолог предлагает подойти к вопросу, образно говоря, с холодным сердцем, отодвинув эмоции в сторону. «Потому что, – продолжает она, – если начать ругаться с пеной у рта, пытаясь доказать друг другу, что важно при воспитании ребенка, это, конечно, ни к чему не приведет. Разве что к большой размолвке».
По словам Моручковой, в каждом разговоре очень важно опираться на уже сложившиеся нежные супружеские взаимоотношения, помня, что их нужно сохранить и укрепить. И в том числе, обсуждая воспитание ребенка, важно помнить, что вы хотите вырастить ребенка вместе и каждый хочет привнести в этот процесс что-то доброе и позитивное.
Антисценарий не нужен
А еще родители должны слушать не только себя и друг друга. Хорошо бы прислушаться и к ребенку. «Это, конечно, непросто, – поясняет психолог. – Очень важно иногда попытаться представить себя на месте маленького человечка. Попробуйте подумать о том, как вообще он живет. Во-первых, у него совершенно другая временная перспектива. Чем меньше ребенок, тем больше он живет в моменте. Вот это «вечером, завтра, через неделю» для него вообще непонятно. У ребенка очень мало контроля. Он маленького роста, даже дотянуться до ручки шкафчика не может. Поэтому мир для него совершенно другой. И поэтому постарайтесь представить, что важно именно ребенку».
Детям вообще непонятно, что такое этнические или какие-то еще различия между людьми. Ему понятно, когда его любят. Поэтому вряд ли стоит у маленьких детей педалировать какие-то национальные темы – все равно не поймет, еще не время.
Моручкова поясняет, что чем младше ребенок, тем в большей степени он будет слушаться родителя. Потому что родитель для него – самый близкий, самый важный, лучший взрослый. И ребенок принимает его безусловно и верит ему. Но чем старше ребенок будет становиться – это младший школьный возраст, подростковый, – тем больше может быть сопротивления. Здесь уже индивидуально: кто-то будет открыто сопротивляться, кто-то может молча терпеть. Но это точно будет влиять на взаимоотношения между родителем и ребенком. У ребенка может проявиться и неприятие какого-то ритуала, традиций, которые ему не нравятся, отторжение, сопротивление, хотя бы потому, что это не принимают его сверстники, мнение которых в определенный период становится важнее родительского. И здесь как раз придет на помощь память о тех временах, когда родители с ребенком понимали друг друга практически полностью. Подростку станет проще находить с родителями общий язык, в том числе и по поводу особенностей национального воспитания.
«Чересчур строгое воспитание, – продолжает психолог, – беспрекословное навязывание определенных норм и традиций может обернуться уже в созданной им семье так называемым антисценарием: он станет делать все наоборот, «лишь бы не так, как в семье родителей». А это, согласитесь, не лучшая история для построения семейных взаимоотношений».
Традиции через игру и помощь
И все же национальные традиции каждого из родителей прививать необходимо. Ребенку это на пользу – такое воспитание способно сделать его натуру богаче, а отношение к людям добрее.
«Все это вполне возможно осуществить, – считает Ольга, – через интерес ребенка. Абсолютно точно через вовлечение его в какую-либо деятельность. Если традиции будут соблюдаться только потому, что так надо и в нашей семье так принято, мама с папой так сказали, то, конечно, когда ребенок подрастет, он может просто не соблюдать их, не разделять этого интереса с родителями. Поэтому вовлекать, заинтересовывать, иногда рассказывать, почему это важно. Наделять понятным ребенку смыслом, потому что те смыслы, что важны для родителя, не всегда понятны и считываются маленьким человечком. Поэтому, опять же, помним, что в дошкольном возрасте ведущая деятельность – это игра. То есть через игру, через включение ребенка в какой-то фантазийный мир можно вовлекать и в бытовые процессы, и в особые ритуалы».
Повзрослевшего человека надо привлекать к совместному труду, помощи по дому, а также к подготовке к национальным праздникам.