Петр I десяти лет от роду был посажен на престол, Екатерина II сама писала внукам сказки, а дети Николая II воспитывались по-спартански. О том, чему учили детей в царской семье.
Как Петр I сам себя воспитывал
Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. С ранних лет он отличался живостью и остротой ума. Рос мальчик привольно: вместе со сверстниками (детьми знатнейших фамилий) играл с пистолями, пищалями да булавами. Отец его, царь Алексей Михайлович, и сам был не прочь участвовать в воинских забавах Петра и даже присвоил ему звание полковника. А сыну вменил являться ежедневно с докладом о службе. Но когда Петру минуло четыре года, Алексей Михайлович скончался, а на трон взошел сводный брат Петра Федор.
Первым учителем осиротевшего Петра стал подьячий Никита Зотов. Под его руководством будущий царь-реформатор изучал азбуку, Псалтырь, Евангелие и Апостольские деяния, русскую историю. Много уроков Зотов посвятил подвигам русских полководцев, рассказывал царевичу о кораблях. Кроме того, Петр учился и церковному пению. Есть свидетельства о том, как, уже будучи царем, он пел на клиросе густым басом.
Но всего через несколько лет на долю Петра вновь выпали сильнейшие потрясения – Федор умер. А затем были Стрелецкое восстание и смерть родного дяди. Так десяти лет от роду Петр попал на престол, хотя фактически вся власть оказалась в руках сводной сестры Софьи.
При ней Петр переехал в село Преображенское под Москвой. Учителя Никиту Зотова от мальчика удалили, а нового не дали. Но живой ум не давал царевичу покоя. В 14 лет он решил, что ему просто необходим особенный астрономический инструмент, определяющий широту и долготу небесных тел. И попросил князя Долгорукова, отправлявшегося послом во Францию, приобрести ему этот инструмент. Приобрести-то приобрел, а как пользоваться астролябией? Этого никто из приближенных не знал. Тогда Петр и попросил знакомого доктора отыскать знающего человека.
«Оный дохтор в скором времени сыскал голландца, именем Франца, прозванием Тиммермана, которому я вышеописанные инструменты показал, который, увидев, сказал… что он употреблять умеет, к чему я гораздо пристал с охотой учиться геометрии и фортификации».
В 17 лет подросший Петр добивается того, чтобы Софью отрешили от власти и заключили в Новодевичий монастырь. Его «Потешные войска» совсем скоро станут лучшими полками России, а «робятки», забавлявшиеся с ним в детстве и отрочестве, – прославленными полководцами.
Царя же ждали великие победы – захват Азова, разгром шведов под Полтавой, Персидский поход и другие. В историю России имя Петра I вписано золотыми письменами – как государственного и военного деятеля, великого реформатора, основателя регулярной армии и флота.
Как Екатерина II трактат для внуков писала
Одной из самых передовых бабушек своего времени была, конечно же, Екатерина II. В семье императрицы подрастали три внука и шесть внучек. Воспитанием сына, Павла I, в силу разных обстоятельств императрица заниматься не могла (растили его по старинке, избалованным и изнеженным), но…
«С внуками моими будет иначе!» – твердо решила Екатерина.
И, воодушевившись идеями великого французского мыслителя Жан-Жака Руссо, справедливо полагавшего, что воспитывать детей нужно, учитывая их интересы и природные способности, принялась за писательский труд. Взяв в руки отточенное перо, Екатерина сочинила для своих внуков две сказки: «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее». И составила целый трактат, который называется «Наставление к воспитанию внуков».
Вот некоторые любопытные выдержки из этого документа:
«Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая... Летом же купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели».
«В детях малые припадки озноба либо жара… пройдут без лекарства и без врача... Употребление же лекарства в тех случаях отнимет силы нужные».
«Едой не пичкать, за столом кормить столько, сколько требует организм, между приемами пищи давать только черный хлеб».
«…Не запрещать играть, сколько хотят…», потому что так «скорее узнать можно нравы и склонности их».
Но, конечно же, мудрая бабушка не сводила все воспитание только к закаливанию и игре.
Ее внук, будущий император Александр I, изучал историю и географию, физику и математику, словесность, ботанику, науки государственные и политические. И был, по сути, полиглотом – хорошо знал французский, немецкий, английский языки и латынь.
Причем Екатерина II была твердо убеждена, что:
«К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить».
«Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда достойны, при свидетелях».
«Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать».
И сегодня можно с уверенностью сказать, что внука своего Александра, впоследствии российского императора Александра I, Екатерина вырастила здоровым не только телом, но и душой. В истории России Александр I (Благословенный) известен как победитель Наполеона.
Как любовь дала семье Николая II силы молиться за врагов
Царская семья была многодетной: четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Воспитывали их на спартанский манер: дети жили в аскетичной обстановке, одевались без роскоши (младшие дочери донашивали платья за старшими сестрами), по утрам принимали холодные ванны, обедали без изысков.
Развлечения были самые простые – забав вроде балов дети практически не знали. Летом ездили в Крым, где купались, катались на шлюпках, собирали грибы. Сидеть сложа руки царским детям не приходилось. Причем игры считались тоже важным делом:
«Детство нужно… наполнить радостью, светом, веселыми играми», – считала императрица Александра.
И еще говорила, что родителям не стоит стыдиться того, что они шалят вместе с детьми. Да и сам Николай II был не прочь принять участие в их забавах.
«С его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель», – вспоминал преподаватель царских детей Пьер Жильяр.
Когда грянула Первая мировая война, императрица Александра и царевны Ольга и Татьяна не чурались работы в госпитале, делая перевязки раненым. Младшие княжны Мария и Анастасия шили для них и их семей.
«Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль», – считала императрица.
А Николай II брал сына с собой на фронт, несмотря на слабое здоровье Алексея. Потом наследник говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»
По воспоминаниям Михаила Дитерихса,
«Весь уклад жизни… представлял собой типичный образец чистой, патриархальной… простой русской религиозной семьи. Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый совершал свою молитву, после чего утром мать или отец громко прочитывали положенные на данный день Евангелие и Послания… Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его».
Сплоченность и любовь друг к другу дали семье силы быть стойкими и в радости, и в горе. И даже в свои последние дни заточения они смогли остаться полными удивительного смирения и крепости духа.
«И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов...»
Напишет в последние дни жизни царевна Ольга строки лицеиста Сергея Бехтеева. Свои стихи он однажды прочитал царской семье на лицейских торжествах.