Ароматный калмыцкий чай, праздничные мамины борцоки, зажженная лампадка, домашний торт на день рождения... Байрта Очирова, психолог семейного центра «Кутузовский», делится воспоминаниями детства и рассказывает, как живут этнические калмыки в России и чем интересна их история.
Чувство того, что ты не один
- Я родом из Камлыкии, приехала в Москву в 2011 году в возрасте 17 лет – поступать в университет. Я из маленького поселка, поэтому самым удивительным в столице для меня стал масштаб – город казался огромным.
Почему так важны семейные традиции? Они объединяют, собирают, позволяют почувствовать общность. В Калмыкии дни рождения родственников мы праздновали всей семьей. Вместе пекли торт, накрывали стол, дарили подарки и говорили добрые пожелания имениннику. Сейчас в большинстве случаев я не могу приехать домой, но всегда созваниваюсь по видеосвязи – это дает чувство того, что ты не один, даже если живешь в тысячах километров от близких.
Подарок с особым значением
– Один из самых радостных семейных праздников у калмыков – «Цаган сар» (прим. – в переводе с монгольского «белый месяц») – праздник весны. Мама ранним утром варит калмыцкий чай, накануне готовит борцоки – лепит фигурки степных животных. И обязательно несколько борцоков в форме солнца: целвг. Варит мясо (по-калмыцки махан), зажигает лампадку. Потом просыпается вся семьи, по очереди молятся у алтаря и идут на праздничный завтрак. Весь день встречают гостей и сами ходят друг к другу с угощениями.
Борцоки – калмыцкое угощение, приготовленное из теста различных форм, зажаренное в кипящем масле или жире. Национальная традиционная выпечка. Каждый из борцоков мог означать особое пожелание: достаток, приплод скота, удачу.
Семья – это не только муж, жена и дети
В любом этносе есть свои особенности. В Калмыкии, во-первых, семья в большинстве случаев – это не только муж, жена и дети. Это еще и многочисленные родственники. Порой до седьмого колена, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Они принимают активное участие в жизни семьи и воспитании детей.
Во-вторых, крепкая связь со старшим поколением, которая помогает передаче опыта, национальных и религиозных традиций, знанию своей истории и сохранению национальной идентичности. Решение важных вопросов практически всегда происходит с участием старейших членов семьи рода, которые могут, использовав свой опыт в жизни, дать дельный совет молодой семье.
В-третьих, важной особенностью калмыцкой семьи является постоянная, можно сказать, чрезмерная забота о детях. Родители могут опекать своих дочерей и сыновей долгое время, а после появления внуков помогать еще и им.
А вообще же культура и семья – это два взаимосвязанных между собой понятия. Культура – это ценности, убеждения, нормы поведения, формирующие людей. Семья – самый важный институт в жизни человека, в которой как раз и формируется большая часть перечисленного выше.
В Калмыкии самым явным примером такой взаимосвязи можно назвать воспитание детей в определенных установках и традициях. К примеру, когда молодые люди создают семью, супруга входит в новый род, род своего мужа, где она должна будет применить все, чему ее научили в родном доме. По этому будут судить и о ее родителях. А когда муж и жена сами станут родителями, все имеющиеся знания они должны будут передать своим детям. Ведь раньше никто не вел записей на бумаге, которые можно было бы передать через много лет. А бесценный опыт копился и передавался от родителей к детям. И так из поколения в поколение.
Конечно, в современном мире многое из того, что составляет нашу культуру, утеряно. Но неравнодушные люди регулярно проводят различные мероприятия, цель которых – возрождение калмыцкого языка и культуры. К примеру, в центральном хуруле Республики Калмыкия «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проходят курсы по изучению калмыцкого языка и основ буддизма.
Крупнейший в Европе буддистский хурул находится в Элисте – столице Республики Калмыкия. Главная достопримечательность Калмыкии, буддистский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном для буддистской культуре стиле.
Знать о своем родном крае и его обычаях
В Калмыкии дети с малых лет изучают традиции и обычаи своего народа. Начиная с детского сада – с помощью сказок, сказаний, песен и стихов. В начальной школе по выбору можно учиться в национальном классе, где предметы преподают на родном языке. Калмыцкий язык преподают вплоть до окончания школы, он входит в число обязательных к сдаче экзаменов. Ведь именно через родной язык можно понять свой народ и его обычаи.
Передаются они из поколения в поколение в семье, в школе. С помощью народных песен и танцев, с помощью празднования буддийских и национальных праздников. И, конечно же, с помощью национального фольклора. Ярким примером этого является калмыцкий героический эпос «Джангар», который с давних времен пользовался огромной любовью и уважением в народе. Он входит в школьную программу.
От редакции
Калмыки – хранители внушительной сокровищницы устного народного творчества. Это и эпические песни, и сказки, и легенды. Но самым красочными и известным творением калмыцкого народа стал героический эпос «Джангар». А исполнявшие его джангарчи пользовались огромной любовью и уважением в народе. Эпос воспевает подвиги калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, ставших на защиту страны счастья.
Держава была нерушима его.
Слава неудержимо его
Гремела на просторной земле.
Словно марево поутру,
Золотому подобно шатру,
Мудрого Джангра сверкал чертог.
Так звучит рассказ о калмыцком герое.
О времени создания эпоса ученые спорят до сих пор. А у жителей Калмыкии экземпляр «Джангара» на книжных полках занимает такое же почетное место, как, например, сказки Пушкина в России. В наши дни в республике существует даже научная дисциплина «джангароведение» – одно из направлений научной деятельности Калмыцкого института гуманитарных исследований. А в Элисте ежегодно проводится яркий и красочный главный культурно-спортивный праздник Калмыкии «Джангариада», где проходят состязания в национальных видах спорта: скачках на лошадях, стрельбе из лука и национальной борьбе. И, конечно же, не обходится без угощений. В калмыцком хотоне (стоянке) в каждой кибитке гостей встречают песнями и национальными блюдами.